О доступности финансовых продуктов для населения

04 декабря 2014

Финансовая доступность для российского потребителя - этот вопрос стоит ребром с точки зрения всевозможных исследовательских организаций

Финансовая доступность для российского потребителя - этот вопрос стоит ребром с точки зрения всевозможных исследовательских организаций. Видимо, решив устранить пробел, сразу несколько солидных институтов провели анализ финансового рынка, с целью получить реальные данные о финансовой доступности в России.
В процессе исследования принимали участие такие известные организации, как НАФИ и Beyond Philanthropy GmbH, CGAP и РМЦ. Цель - определение показателей использования российскими потребителями существующих ныне финансовых продуктов и услуг. Также в рамках исследования предполагалось получить реальную оценку уровня финансовой доступности с потребительской точки зрения и с точки зрения организаций, предоставляющих услуги финансирования, страхования, платежей.
Всероссийский репрезентативный опрос проводился среди аудитории текущих пользователей финансовыми услугами, а также среди потенциальных клиентов. Помимо этого были организованы групповые дискуссии между представителями различных категорий граждан, взяты множественные интервью со стороны лиц, представляющих интересы поставщиков финансовых услуг. Что в итоге?
займы на карточкуОбобщенные данные дают право говорить о том, что российский финансовый рынок развивается вполне успешно. На долю пользователей всевозможными банковскими, страховыми, платежными сервисами приходится более 70% всего трудоспособного населения. При этом удовлетворение по качеству инфраструктуры подтверждают 65% граждан. И всё же расширенные углублённые исследования показывают несколько иную картину. Нужно заметить, не такую радужную.
Анализ показал существенное увеличение использования кредитных продуктов гражданским населением. Примерно 40% всего трудоспособного населения прибегают к услугам кредитования. Если сравнивать с продуктами сберегательного характера, на долю последних приходится только 24% из которых 15% - это депозиты и сберегательные счета.
Между тем, для многих российских граждан кредит вовсе не является той палочкой-выручалочкой, которая способна существенно помочь увеличить качество жизни. Займы на карточку используются населением, как правило, для решения всевозможных проблем бытового характера. Результаты исследования, к примеру, показывают - наиболее частым мотивом оформления кредитной карты рассматривается мотив недостатка денег до зарплаты.
Даже в тех случаях, когда кредитный вариант рассматривается явно ущемляющим доходную часть, российские граждане пользуются таким вариантом, если к этому подталкивает жизненная необходимость. Можно ли устранить данную проблему путём внесения определенных поправок в соответствующий законопроект? На этот счёт конкретного ответа пока что не наблюдается.
Пассивность потребителей финансовых услуг - ещё одна проблема, какая была выявлена в ходе исследований. Имеется в виду отсутствие самостоятельности граждан, например, в решениях оформления различных финансовых продуктов. Зачастую оформлением занимается третья сторона в лице работодателей, государственных органов и т.п. Допустим, банковские зарплатные карты (45%), ОСАГО (25%), трудовые страховые договоры (18%).
Вывод напрашивается сам: комфортная составляющая для многих потребителей финансовых и страховых услуг сегодня пока ещё не является значимым преимуществом. А ведь это важнейший принцип финансовой доступности с любой точки зрения.

Комментарии

Оставить
Комментарии отсутствуют, ваш будет первым.