Что делать, если позвонили аферисты?

30 мая 2025

Часто операции мошенников начинаются с обычного телефонного звонка. Далее аферисты уговаривают граждан отдать им деньги, перевести на нужный счет или просят установить на телефон вирусную программу, с помощью которой в дальнейшем получают доступ к банковским счетам гражданина. Итак, как же не довести до этого? Как распознать аферистов и что делать, если они позвонили?

аферистЕжедневно в СМИ появляются сообщения о пострадавших гражданах, которые поверили аферистам и лично отдали им все свои сбережения. При этом, страдают от действий мошенников граждане всех возрастов. Например, недавно в ВТБ рассказали о росте мошенничества в отношении молодых лиц и подростков. По оценкам банка, в начале 2025 года активность аферистов в этом направлении удвоилась по сравнению с прошлым годом. Для обмана молодежи мошенники используют методы запугивания в телефонных разговорах, предлагают легкий заработок в интернете, создают фальшивые акции в онлайн-играх и приложениях и т.д.

В отношении взрослых аферисты используют свою излюбленную тактику в виде угрозы денежным средствам. Якобы сбережения находятся в опасности и их нужно немедленно спасать. Мошенники представляются работников банков, сотрудниками государственных структур, представителями правоохранительных органов. Аферисты быстро входят в доверие, используя разные приемы, играя на страхах населения.

Как распознать мошенника?

Очень важно во время телефонного разговора обращать внимание на некоторые моменты. Если они действительно присутствуют, то велика вероятность того, что на том конце провода засел аферист.

Первое. Аферисты всегда создают стресс, нагнетают обстановку, делают все, чтобы вывести человека из равновесия. Таким гражданином легче всего манипулировать. Например, они оперируют такими фразами, как «чужой кредит на ваше имя», «взломан личный кабинет», «кто-то переводит деньги с вашего счета». Если некий незнакомец начинает с ходу пугать, угрожать, то лучше всего повесить трубку.

Второе. Представляются официальными структурами, сотрудниками банков, но по факту звонят с обычных мобильных номеров или даже через мессенджеры WhatsApp/Telegram. Это должно насторожить, как и то, что многие госструктуры вообще не звонят гражданам, а направляют официальные письменные документы по почте, либо уведомления посредством Госуслуг.

Третье. Просят указать личные данные, например, код из СМС, пин-код карты. Конечно, аферисты используют разные благовидные предлоги, но они не должны сбивать с толку граждан. Ни банки, ни другие структуры никогда не запрашивают у граждан коды из СМС или другую секретную информацию.

Четвертое. Настойчиво предлагают установить программу на телефон. Объясняют такую просьбу по-разному, начиная от продления срока карты и заканчивая проверкой телефона на наличие шпионского ПО. Но нельзя ничего устанавливать на свой телефон. Это вирусные приложения, которые позволяют удаленно управлять чужим смартфоном.

Пятое. Аферисты не могут по делу ответить на вопросы гражданина. Обычно они, чтобы их не поймали на лжи, пытаются отделаться общими фразами. Мол, это закрытая информация и ее нельзя обсуждать по телефону. Поэтому, если гражданин хочет убедиться в том, что с ним говорят мошенники, должен задавать вопросы. Например, в каком отделении был открыт счет, какая сумма находилась на вкладе, какие 4 последние цифры банковской карты и т. д.

Какие действия предпринять при звонке мошенников?

Сегодня все чаще телефонный звонок с незнакомого номера оказывается рекламным предложением или попыткой мошенничества. Поэтому, если гражданин не ждет действительно важного звонка, то стоит задуматься, нужно ли вообще отвечать на незнакомые вызовы. Сегодня друзья в основном пишут сообщения в мессенджере, официальные структуры направляют уведомления в Госуслугах, банкиры взаимодействуют с клиентами через приложения и т. д.

Однако все же бывают ситуации, когда отвечать на вызовы нужно. Например, гражданин ждет звонка от врача, курьера или работодателя. Если гражданин принял вызов, но в ходе разговора понял, что имеет дело с аферистами, то следует предпринять следующие шаги.

  1. Нужно быстрее завершить разговор. Не нужно спорить, доказывать, разъяснять. Аферисты хорошо подготовлены в области психологических манипуляций и могут за короткое время вновь переубедить засомневавшегося гражданина.
  2. Не сообщать в разговоре никаких личных данных. Не нужно высылать им фотоснимки своих банковских карт или хранящихся дома сбережений. Даже, если, как они говорят, эти сбережения находятся в опасности и нужно временно отнести их на безопасный счет.
  3. Следует самостоятельно позвонить в свой банк и убедиться в безопасности средств. Для звонка нужно найти номер телефона, указанный на официальном сайте банка. Нельзя перезванивать по входящему номеру аферистов.
  4. Проверить телефон с помощью антивируса на наличие шпионских программ, если гражданин переходил по отправленным ему ссылкам или устанавливал по указке мобильные приложения.
  5. Зафиксировать номер телефона аферистов и сообщить банку, правоохранительным органам. Номер поместят в специальную базу, что поможет предотвратить дальнейшие звонки с него.

Напомним, на нашем портале граждане могут получить займы онлайн на карту или оформить заем наличными.  Новым клиентам МФО обычно дают в долг до 15 тыс. рублей. Постоянные клиенты могут взять до зарплаты 30 тыс. рублей. Также заемщики с хорошей кредитной историей могут рассчитывать на потребительские займы, по которым выдают до 100 тыс. рублей.

Понравилось?

2

Комментарии

Оставить
Комментарии отсутствуют, ваш будет первым.