Навязанная услуга. Как вернуть деньги?

03 декабря 2025

С 1 сентября 2025 года вступили поправки к Закону «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП), запрещающие автоматическое включение дополнительных опций и списание за них средств без ведома покупателя. Теперь продавцы и агрегаторы обязаны получить согласие потребителя на подключение допуслуг, если иное не предусмотрено законом. Галочки по умолчанию, скрытые подписки, страховки, дополнительные сервисы, которые ранее включали автоматически, будут считаться нарушением закона. Возмещение средств за них тоже упростилось. 

девушка с телефоном

Навязывание дополнительных услуг происходит повсеместно. Это касается не только банков, которые зачастую пугают отказом в выдаче кредита, если клиент не оформляет страховку. Для примера, в автосалонах при покупке автомобиля могут навязать сервисное обслуживание, а в салонах мобильной связи могут дополнительно выдать сим-карту, которая клиенту не нужна, и взимать за нее плату по тарифу, установленному мобильным оператором. 

Важно понимать, что если продавец просто предлагает услуги, и клиент может от них отказаться и получить товар или услугу без ненужных опций, то это не считается навязыванием и нарушением закона. 

Как отказаться от навязанных услуг?

Конкретный способ отказа зависит от типа навязанной услуги. Во-первых, необходимо внимательно читать все пункты договора, так как лишние услуги могут быть там прописаны автоматически. В этом случае следует озвучить свое желание отказа от навязываемых опций и сослаться на ст. 16 ЗОЗПП, которая запрещает включение дополнительных услуг в договор без согласия покупателя. Если это не помогло, то необходимо написать письменный отказ от них или обратиться к другому продавцу.

Во-вторых, если продавец не понимает и продолжает навязывание, то следует написать претензию и обратиться в контролирующие органы.

В-третьих, если услуга уже предоставлена, то необходимо написать заявление об отказе от предоставляемой услуги в ту организацию, которая ее оказывает. Например, при отказе от страховки нужно обратиться непосредственно к страховщику. 

Как вернуть деньги?

Отказаться от ненужных опций удастся не только в моменте, но и после заключения договора - в период охлаждения. Время, в течение которого удастся вернуть деньги за навязанные товары или услуги, отличается. Так на отказ от страховки при оформлении займа в МФО или кредита в банке дается 30 дней. Клиент пишет заявление страховщику, а если он его игнорирует, то к кредитору. Во всех остальных случаях достаточно лишь претензии, которая пишется в свободной форме. При этом в ней следует указать:

  • Наименование и адрес местонахождения продавца/поставщика услуг;
  • Данные потребителя: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, телефон. При желании можно указать email, на который может быть отправлен ответ;
  • Суть обращения. Потребитель должен описать: какие услуги были навязаны, когда и кем предоставлены, сумму и форму оплаты;
  • В обращении следует указать конкретные статьи, на которые ссылается потребитель;
  • Необходимо указать свои требования и срок на их выполнение. Например - возврат уплаченных денег в срок 10 дней;
  • Претензию следует завизировать - поставить подпись и расшифровку подписи, дату. Кроме того, клиенту необходимо предоставить копии документов, подтверждающих оплату, и прочие доказательства. 

Вместе с претензией клиенту следует предоставить ксерокопию паспорта, банковские реквизиты при желании вернуть средства на счет. Если потребитель действует через представителя, то дополнительно потребуется нотариальная доверенность. 

Согласно ст. 32 ЗОЗПП клиент может отказаться от услуг, предоставляемых по договору, в любой момент. При этом в некоторых случаях он будет обязан возместить продавцу расходы, которые тот понес в процессе выполнения договора. К примеру, потребитель заказал банкет, а затем передумал. При этом может потребоваться оплатить стоимость заказанных продуктов. 

Если услуга была уже использована, то отказаться от нее удастся только в том случае, если клиент не давал на нее свое согласие. При частичном оказании услуг возможно частичный возврат уплаченной суммы. 

Что делать, если деньги не возвращают?

Если продавец не отреагировал на претензию, то потребителю необходимо жаловаться в надзорные органы:

  • ЦБ РФ или финансовому омбудсмену, если обращение касалось банков и МФО;
  • Роскомнадзор, если навязанные услуги были предоставлены операторами телевидения, мобильной связи и интернета;
  • Роспотребнадзор, если вопрос касается поставщиков других товаров и услуг. 

К жалобе прикрепляются различные доказательства: копия договора и претензия, отказ в возмещении средств, копии платежных документов (чеки, квитанции), переписка и запись разговора с поставщиком. 

Если обращение в контрольно-надзорные органы не помогло или потребитель хочет взыскать моральный ущерб, то следует подать исковое заявление в суд. При сумме требований до 100 тысяч - иск направляется к мировому судье, больше 100 тысяч рублей - в районный суд. В первом случае обращение рассматривается в срок до 1 месяца, во втором - до 2 месяцев. 

Что нужно знать покупателям о навязанных товарах и услугах?

Ключевые моменты:

  • с 01.09.25 продавцы не имеют права навязывать платные услуги без отдельного согласия потребителя. Согласие должно быть заключено в письменной форме!
  • Все автоматические включения “галочек”, подписок, дополнительного сервиса запрещены законом;
  • Если услуга заключена без согласия потребителя, то он может потребовать возврата средств. Деньги должны быть возвращены в срок до 3 рабочих дней. Если клиент согласился на дополнительную услугу, но в период охлаждения хочет от нее отказаться, то это можно сделать, направив претензию продавцу;
  • За нарушение законодательства представителям бизнеса грозит административная ответственность.

В конце, напомним, на нашем портале можно оформить быстрый займ денег. Для этого надо выбрать лучшую МФО из списка и заполнить заявку через интернет. Уже через минуту компания озвучит ответ. Если все в порядке, то они сразу переведут займ на карту.

Понравилось?

1

Комментарии

Оставить
Комментарии отсутствуют, ваш будет первым.